Дополнительная образовательная программа

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение
Новомихайловский детский сад «Зернышко»
ПРИНЯТО
на заседании педагогического
совета
Протокол №3 от «31» августа 2023г

УТВЕРЖДЕНО
Заведующий
МБДОУ Новомихайловский
детский сад «Зернышко»
______ О. В. Покацкая
Приказ №64 от
«30» августа 2023г

Дополнительная образовательная программа
«Веселая кисточка»

Срок освоения: 2 года
Возраст обучающихся: 3-7 лет

Разработчик:
Воспитатели: Еременко И. В.
Лефлер Ю. А.
Елисеева Н. А.

С. Новомихайловка 2023 г.
1

Содержание
Наименование раздела

стр

Пояснительная записка
Учебный план
Группа детей среднего дошкольного возраста (3-5 лет)
Группа детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
Календарный учебный график
Рабочая программа «Акварелька»
Задачи, ожидаемые результаты и особенности
Календарно – тематическое планирование
Виды и техники нетрадиционной изобразительной
деятельности
4.4 Перспективный план работы с родителями

12

5. Рабочая программа «Семицветик»

13

5.1 Задачи, ожидаемые результаты и особенности
5.2 Календарно – тематическое планирование
5.3 Виды и техники нетрадиционнойизобразительной
деятельности
5.4 Перспективный план работы с родителями
Методические материалы
приложение № 1

13
15
16

1.
2.
2.1
2.2
3.
4.
4.1
4.2
4.3

2

3
6
6
7
7
7
7
9
9

18
19
21

1. Пояснительная записка

Основные характеристики Программы
Направленность
программы

Художественная

Актуальность
программы

Актуальность программы в том, что именно изобразительная
продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных
изобразительных технологий является наиболее благоприятной для
творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно
проявляются разные стороны развития ребенка, развитие и активизация
словарного запаса детей, моторной сферы, слухового и зрительного
внимания, памяти, мышления и снятия психологических зажимов и
страхов перед рисованием. Неклассические техники рисования
доставляют детям множество положительных эмоций, раскрывает
возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве
художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Занятия, основанные на использовании многообразных
нетрадиционных
художественных
техник
рисования,
способствуют развитию детской художественной одаренности,
творческого воображения, художественного мышления и
развитию
творческого
потенциала.
Использование
нетрадиционных приемов и техник в рисовании также
способствует развитию познавательной деятельности и
творческой активности.

Отличительные
особенности
программы

Отличительные особенности данной программы от уже существующих
заключаются в ее инновационном характере. В системе работы
используются нетрадиционные методы и способы развития детского
художественного творчества. Используются самодельные инструменты,
природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное
рисование доставляет детям множество положительных эмоций,
раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых
предметов в качестве оригинальных художественных материалов,
удивляет своей непредсказуемостью.
Возраст детей, осваивающих программу -3-7лет

Адресат программы
Цель

Задачи

Создание условий для развития у детей устойчивого интереса к
изобразительному творчеству, проявления индивидуальных
способностей, формирования самостоятельной творческой
деятельности.
Обучающие
1. Формировать художественное мировосприятие.
2. Обогащать словарный запас художественными терминами.
3. Формировать навыки обращения с изобразительным материалом:
изучение свойств различных изобразительных материалов, способы
использования и их выразительные возможности при создании рисунка,
используя нетрадиционные техники рисования;
овладение техническими приемами работы с различными материалами.
4. Формировать художественную грамотность:
ознакомление с культурой цвета, свойствами цвета и цветовых

3

отношений (теплый/холодный, светлый/темный);
изучение композиции (однофигурной, многофигурной, орнаментальной);
обучение предметному рисованию;
обучение рисованию по представлению (на основе накопленных знаний
и опыта) и созданию самостоятельных изобразительных работ
творческого характера.
Развивающие
1. Развитие познавательной активности, творческого мышления.
2. Развитие эстетической восприимчивости
Воспитательные
1. Воспитание художественного вкуса.
2. Воспитание интереса к изобразительной творческой
деятельности.
3. Воспитание уважительного отношения к результатам детского
творчества.
Сроки реализации программы – 2 год обучения.
Объем и
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Объем- 32 часа.
сроки
Продолжительность занятия: средний дошкольный возраст - 15-20
освоения
минут; старший дошкольный возраст – 25-30 минут.
программы
Планируемые результаты Средний дошкольный возраст (3-5 лет)
 знает названия основных и составных цветов и
элементарные правила их смешивания;
 умеет применять различные техники рисования и
комбинировать их;
 умеет применять орнаменты в жизни, понимает его
значение в образе художественной вещи;
 знает название материалов и инструментов и их
назначение;
 знает правила безопасности и личной гигиены.
 умеет правильно держать кисточку, карандаш, выполнять
ими формообразующие движения; пользоваться
изобразительными материалами (гуашевые и акварельные
краски, восковые мелки, фломастеры, цветные карандаши
и т. д.);
 умеет определять теплые и холодные, темные и светлые
цвета и их оттенки;
 умеет получать простые оттенки (от основного к более
светлому);
 умеет рисовать от руки простые фигуры (круги, квадраты,
треугольники, овалы и т. д.);
 умеет рисовать предметы с натуры и по представлению,
передавая характерные особенности (форму, строение,
цвет);
 умеет изображать предметы крупно, полностью используя
лист бумаги.

4

Старший дошкольный возраст (5-7лет)
 умеет самостоятельно использовать нетрадиционные
материалы и инструменты, владеть навыками
нетрадиционной техники рисования и применять их;
 самостоятельно передает композицию, используя технику
нетрадиционного рисования;
 выражает свое креативное отношение к окружающему
миру через рисунок;
 дает мотивированную оценку результатам своей
деятельности;
 проявляет интерес и с почтением относится к
изобразительной деятельности друг друга.
 уверен в действиях и ответах в течение НОД;
 активен в самостоятельном выборе изобразительных
материалов и расположении изображения на листе;
 уверенно использует способы нестандартного
раскрашивания;
 умеет экспериментировать с изобразительными
материалами;
 ожидает чёткие объяснения педагогом знакомого способа
рисования;
 проявляет фантазию, художественное творчество;
 умеет передавать личное отношение к объекту
изображения;
 завершает работы декором;
 умеет штриховать, наносить различные линии цветными
карандашами;
 умеет наносить мазки краски узкой и широкой кистью;
 умеет узнавать, называть основные цвета, оттенки красок
и смешивать их;
 умеет правильно использовать кисти, клей и пластилин в
работе;
 умеет использовать трафареты и печати при работе;
 завершает работу декором;
 умеет убирать за собой рабочее место.
Организационно-педагогические условия
Очная
Форма обучения
Особенности реализации Возможность освоения ребенком программы на разных этапах ее
реализации.
В кружок по желанию записывают детей – родители, законные
Условия набора и
представители. Занятия посещают дети 3-7 лет. В группах не
формирования групп
более 15 человек

5

Форма организации занятий: Подгрупповая, индивидуальная.
Формы проведения занятий:
предусмотрены как теоретические -рассказ педагога, беседа с
детьми, рассказы детей, показ педагогом способа действия; так и практические занятия: подготовка и проведение выставок
детских и взрослых работ, непосредственное рисование
нетрадиционными методами, обсуждение и выбор приёма
рисования, вручение готовых работродителям, детям в качестве
подарков.
Инструменты
 ластик;
 точилка для карандашей;
 ножницы;
 кисти ―Белка, ―Щетина, ―Пони №№ 1- 12 плоские и круглые;
 палитра;
 емкости для воды;
 стека;
 предметы, дающие фигурный оттиск на готовом изделии;
 пластиковые дощечки разного формата;
 полиэтиленовые пакеты для хранения теста;
 сито;
 бесцветный лак;
 оргалит;
 рабочие столы;
 магнитная доска;
 муляжи и
макеты для постановки натюрмортов
Материалы
 простой карандаш;
 альбом для рисования;
 бумага для рисования акварелью;
 бумага для рисования гуашью;
 цветные карандаши;
 простые карандаши;
 акварель художественная;
 гуашь художественная;
 пластилин;
 цветная бумага;

Формы организации и
проведения занятий

Материальнотехническое
оснащение

Педагог дополнительного образования

Кадровое обеспечение

2. Учебный план
2.1 Группа детей среднего дошкольного возраста (3-5 лет)
«Акварелька»
№
п.
п.
1.
2.

Название модуля

Количество часов
Всего

Практика

«Акварелька». (группа среднего дошкольного возраста 3-5 лет)
Открытое отчетное мероприятие «Здравствуй лето!»

31
1

31
1

итого

32

32

6

2.2 Группа детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
«Семицветик»
№
п.
п.
1.
2.

Название модуля

Количество часов

«Семицветик» (группа старшего дошкольного возраста 5-7 лет)
Открытое отчетное мероприятие
«Над цветком порхает, пляшет, Веерком узорным машет».
итого

Всего

Практика

31

31

1

1

32

32

3. Календарный учебный график реализации дополнительной общеразвивающей программы

«Веселая кисточка»на 2023-2024 учебный год
Год Дата начала
обучения, занятий
группа

Дата
окончания
занятий

Количество
учебных
недель

Количество
Количеств
учебных дней о учебных
часов

1 год

02.10.2023

31.05.2024

32

32

32

2 год

02.10.2023

31.05.2024

32

32

32

Режим
занятий

Каникулы

Вторник,
четверг
Вторая
половина дня

30.12.202307.01.2024

Вторник,
четверг
Вторая
половина дня

30.12.202307.01.2024

4. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Акварелька»
4.1. Задачи, ожидаемые результаты и особенности обучения.

Задачи и планируемые
результаты








Вызвать интерес к
различным
изобразительным
материалам ижелание
действовать с ними.
Побуждать детей
изображать доступными
им средствами
выразительности то, что
для нихинтересно или
эмоционально значимо.
Обучать приемам
нетрадиционныхтехник
рисования и способам
изображения с
использованием различных
материалов.
Создать условия для
свободного

Содержание
Учитывая возрастные
особенности дошкольников,
овладение разными умениями на
разных возрастных этапах, для
нетрадиционной изобразительной
деятельности рекомендуется
использовать особенные техники и
приемы.
Детей среднего дошкольного
возраста (3-5 лет):
- тычок жесткой полусухой
кистью,
- печать поролоном;
- печать пробками;
- восковые мелки + акварель;
- свеча + акварель;
- отпечатки листьев;
- рисунки из ладошки;
- рисование ватными

7

Особенности

обучения

Непосредственно
образовательнаядеятельность
проводится в специально
оборудованных помещениях
согласно расписанию.
Расписание составляется в
начале учебного года,
утверждается заведующим
МБДОУ и заверяется печатью.
В состав группы входит не
более десяти человек. Набор
детей носит свободный
характер и обусловлен
интересами воспитанников и
их родителей.
Программа составлена по
возрастным группам и
рассчитана на два года.
Она охватывает: средний

экспериментирования с
нетрадиционными
художественными
материалами и
инструментами.
Способствовать возникновению у
ребенка ощущения, что продукт его
деятельности – рисунок интересен
другим (педагогу, детям, родителям,
сотрудникам детского сада), дать
почувствовать радость творчества и
эстетического наслаждения.
 Развивать воображение
детей, поддерживая
проявления их фантазии,
смелости в изложении
собственных замыслов.
 Совершенствовать и
активизироватьте знания,
умения и навыки, которыми
овладевают дети на занятиях
по изобразительной
деятельности.
 Обучить техническим приёмам
и способам нетрадиционного
рисованияс использованием
различных изо материалов.
 Воспитывать художественный
вкус в умении подбирать
красивые сочетания цветов.
 Развивать творческое
воображение, фантазию,
мышление дошкольников
через занятия по освоению
нетрадиционных техник
рисования;
 Развивать у детей
навыки самоанализа,
необходимые дляоценки
собственных работ.
 Привлечь родителей
к сотрудничеству в
развитиитворчества
детей.
Решение задач данной
программыпоможет детям:
 Значительное повышение
уровняразвития
творческих способностей.
 Расширение и
обогащение
художественного
опыта.
 Формирование
предпосылок учебной
деятельности.
 Овладение
простейшими
операциями .
 Сформируются навыки
трудовойдеятельности.

палочками;
-волшебные веревочки
(ниткография)
Для детей 5-6 летнего
дошкольного возраста при
рисовании используются техники:
-тычок жесткой полусухой
кистью (зубной щеткой)
- рисование пальчиками,
ладошкой, кулачком
- оттиск печатками
- оттиск с мятой бумагой
- печать по трафарету
- отпечатки листьев
- восковые мелки и акварель
- граттаж (грунтованный лист)
- кляксография обычная
- раздувание краски
- набрызг
-рисование солью
-рисование по сырому листу
С детьми 6-7 летнего
дошкольного возраста
используются такие же техники,
но с усложнением, например,
совмещение в одном рисунке
несколько техник, дорисовывание
рисунка кистью, восковыми
мелками, карандашами. А
также применяются новые техники:
- тычок жесткой полусухой кистью
- рисование пальчиками
-рисование ладошкой
- оттиск печатками
- оттиск с мятой бумагой

8

дошкольныйвозраст – от 3 до 5
лет, старший дошкольный
возраст – от 5 до 7 лет.
Периодичность занятий – один
раз в неделю во вторую
половину дня.
Длительность занятий: младше средняя группа - 15-20 минут;
старшаягруппа - 25 - 30 минут.
Занятия
кружка начинаются с
октября изаканчиваются в
мае.
Форма организации детей на
занятии: групповая.
Форма проведения занятия:
комбинированная
(индивидуальная игрупповая
работа, самостоятельная и
практическая работа).
При реализации программы
ежемесячно организуются
выставки работ детей, которые
органично вписываются в
пространство группы,
способствуют формированию
гармоничного развития
личности ребѐнка и побуждают
родителей проявить желание
заниматься с детьми дома;
ежеквартально - тематические
выставки в ДОУ.



Развитие мелкой моторики
рук.

9

4.2 Календарно – тематический план

на 2023-2024 учебный год

Календарно-тематическое планирование работы с детьми среднего
дошкольного возраста (3-5 лет)
«Акварелька»
месяц

№

Май

Апрель

Март

Февраль Январь

Декабрь

Ноябрь

Октябрь

1.
2.
3.
4.

«Золотая осень».
«Красивый букет»
«Разноцветные бабочки».

5.
1.
2.

«Осенние листочки».
«Подсолнух»
«Животные, которых ясам
себе придумал».
«Синий вечер».
«Первый снег».
«Снежинка»
«Снежная семья».
«Елочка».
«Красивая ёлочная игрушка»
«Узоры на окнах».
«Снегири на ветке».
«Снеговичок»
«Зима в городе»
«Зимний пейзаж».
«Подарок папе».
«Музыка».
«Букет для мамы».
«Какого цвета весна».
«Берег реки».
«Волшебная страна –
подводное царство».
«Ледоход».
«Звездное небо».

3.
4.
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
5.

Вид изобразительной
деятельности

Тема

«Пасхальное яйцо»
«Белые лебеди».
«Расцвели одуванчики».
«Букет к 9 мая».
«Совушка-сова».
«Цветочная поляна».

Диагностика
Рисование способом тычка.
Печатание растений
Монотипия, обведение ладони и
кулака.
Отпечаток листьев. Набрызг.
Аппликация из крупы
Кляксография
Литогравюра.
Оттиск печатками из салфетки
Рисование ватной палочкой по контуру
Рисование способом тычка.
Пластилинография.
Авакрель и восковые мелки
Раздувание капли
Рисование способом тычка.
Комкание бумаги (скатывание)
Аппликация из ватных дисков
Кляксография.
Разные
Пальцевая живопись
Рисование ладошками.
Монотипия.
Рисование по сырому фону
Рисование ладошками
Метод старения
Печать поролоном по трафарету;
набрызг
Аппликация из салфеток.
Рисование способом тычка
Метод тычка.
Пластилинография.
Пластилиновая живопись
Рисование ватными палочками
Диагностика
Смешанные техники

Открытое отчетное
мероприятие
«Здравствуй лето!» Смешанные
техники
Итого количество часов

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

32

4.3 Виды и техники нетрадиционной изобразительной деятельности.
1. Тычок жесткой полусухой кистью.
Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть вводу не
опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается
имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
2. Рисование пальчиками.

10

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На
каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем
краска легко смывается.
3. Рисование ладошкой.
Способ получения изображения: ребенок окрашивает краской всю ладонь при помощи кисточки и делает
отпечаток на бумаге, дорисовывает недостающие детали. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными
разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска легко смывается.
4. Оттиск печатками
Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит
оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
Печатание валиком интересно и привлекает своей масштабностью, раз, два прокатил и лист затонирован, или
готов узор. Вместо валика можно использовать кукурузный початок, трубку от картона, консервную банку
или скалку. Следует наклеить сверху инструмента фигурки из картона или бечевки, а когда клей высохнет,
нанести краску кисточкой. Инструмент следует прокатить по поверхности листа, держа за ручку.
5. Оттиск смятой бумагой.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и
наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.
6. Печать по трафарету.
Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной
подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие
тампоны и трафареты.
7. Отпечатки листьев.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем
прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый
листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
8. Скатывание бумаги.
Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из
нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для
снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
9. Восковые мелки и акварель.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает
лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенными.
10. Монотипия пейзажная.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется
пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы
краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой.
Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался
от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю
наносится рисунок краской, затемона накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
11.

Черно- белый граттаж (грунтованный лист).
Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска.
Затем на него наносится тушь (гуашь) с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается
рисунок.

12. Кляксография обычная.
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает краску пластикой ложкой и выливает на бумагу. В
результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и
прижимается. Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что похоже.
Недостающие детали дорисовываются.
13. Раздувание краски.
Несколько похожая на кляксографию.
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист,
делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни
пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
14.
Ниткография.
Загадочные рисунки могут получаться следующим образом: ребенок опускает нитки в краску, что бы они

11

пропитались, концы нитки при этом должны оставаться сухими. Укладывает нитку на листе бумаги в
произвольном порядке, сверху накрывает чистым листом бумаги, концы нитки должны быть видны.
Потянуть за концы нитку, одновременно прижимая верхний лист бумаги. Получается хаотичное
изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают. После освоения этой техники с
использованием одной нитки можно усложнять работу и использовать две и более нити.
15. Набрызг. Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о
картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу. Получаются интересные
отпечатки, можно дорисовать детали. Рисование с солью.
Способ получения изображения: нарисованный краской рисунок посыпается солью, которая пропитывается
краской, и после высыхания получается необычная структура, эффект зернистости придаѐт объѐмность
изображению.
16.
Тиснение.
Способ получения изображения: ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать
много одинаковых элементов (например, листьев), целесообразно использовать шаблон из картона. Затем
пол рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами.
Затем рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.
17.
Рисование на мятой бумаге.
Способ получения изображения: чистый лист бумаги смять руками и разгладить. Нарисовать задуманный
рисунок. Эта техника интересна тем, что на местах сгибов бумаги краска при закрашивании делается более
интенсивнее, темной - это называется эффект мозаики.
18.
Рисование «по сырому.
Способ получения изображения: ребенок при помощи влажной губки промачивает лист бумаги. Затем
рисует изображение гуашью, акварельными красками, мелками, пастелью. Получается эффект размытого,
прозрачного рисунка.
19.
«Знакомая форма - новый образ».
Способ получения изображения: ребенок обводит карандашом выбранный предмет. Затем превращает его
во что- то другое путем дорисовывания и раскрашивает любыми подходящими материалами. При
обведении ступни ребенок снимает обувь и ставит ногу на лист.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных
этапах, для нетрадиционной изобразительной деятельности рекомендуется использовать особенные
техники и приемы.
Детей среднего дошкольного возраста (3-5 лет):
- тычок жесткой полусухой кистью,
- печать поролоном;
- печать пробками;
- восковые мелки + акварель;
- свеча + акварель;
- отпечатки листьев;
- рисунки из ладошки;
- рисование ватными палочками;
-волшебные веревочки (ниткография)

Для детей 5-6 летнего дошкольного возраста при рисовании используются техники:
-тычок жесткой полусухой кистью (зубной щеткой)
- рисование пальчиками, ладошкой, кулачком
- оттиск печатками
- оттиск смятой бумагой
- печать по трафарету
- отпечатки листьев
- восковые мелки и акварель
- граттаж (грунтованный лист)
- кляксография обычная
- раздувание краски

12

- набрызг
-рисование солью
-рисование по сырому листу
С детьми 6-7 летнего дошкольного возраста используются такие же техники, но с усложнением, например,
совмещение в одном рисунке несколько техник, дорисовывание рисунка кистью, восковыми мелками,
карандашами. А также применяются новые техники:
- тычок жесткой полусухой кистью
- рисование пальчиками
-рисование ладошкой
- оттиск печатками
- оттиск смятой бумагой

4.4 Перспективный план работы с родителями.
План работы с родителями детей младше-среднего дошкольного возраста(3-5 лет)
Месяц
Форма
Мероприятие
Родительское собрание. Знакомство «Актуальность нетрадиционной техники
Октябрь
с программой.
рисования»
Ноябрь
Анкетирование
«Как часто рисует ваш ребенок? »
Консультация
«Что такое нетрадиционное рисование»
Декабрь
«Необычное рисование, как один из способов
Мастер-класс для родителей ДОУ
развития
творческих
способностейдошкольника»
Январь
«О важности развития образного
Индивидуальные беседы
мышления иформирования графических
навыков перед школой».
Февраль
Беседа и консультации по запросу.
«Как привить любовь к творчеству».
Март
Тестирование родителей
«Ваши отзывы»
Апрель
Мастер-класс
«Рисуем весело»
Май
Стенгазета
«Мы рисуем в детском саду»

13

5. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Семицветик»
5.1 Задачи, ожидаемые результаты и особенности обучения.

Задачи и планируемые результаты




















Вызвать интерес к различным
изобразительным материалам и
желание действовать с ними.
Побуждать детей изображать
доступными им средствами
выразительности то, что для них
интересно или эмоционально
значимо.
Обучать
приемам
нетрадиционных
техник
рисования
и
способам
изображения с использованием
различных материалов.
Создать условия для свободного
экспериментирования
с
нетрадиционными
художественными материалами
и инструментами.
Способствовать возникновению
у ребенка ощущения, что
продукт его деятельности –
рисунок
интересен
другим
(педагогу, детям, родителям,
сотрудникам детского сада),
дать почувствовать радость
творчества
и эстетического
наслаждения.
Развивать
воображение
детей,
поддерживая проявления их
фантазии, смелости в изложении
собственных замыслов.
Совершенствовать
и
активизировать
те
знания,
умения и навыки, которыми
овладевают дети на занятиях по
изобразительной деятельности.
Обучить техническим приёмам
и способам нетрадиционного
рисованияс использованием
различных изо материалов.
Воспитывать художественный
вкус в умении подбирать
красивые сочетания цветов.
Развивать
творческое
воображение,
фантазию,
мышление дошкольников через
занятия
по
освоению
нетрадиционных
техник
рисования;
Развивать у детей навыки
самоанализа, необходимые для
оценки собственных работ.
Привлечь родителей к
сотрудничеству в
развитиитворчества

Содержание
Учитывая
возрастные
особенности
дошкольников,
овладение разными умениями на
разных возрастных этапах, для
нетрадиционной
изобразительной деятельности
рекомендуется
использовать
особенные техники иприемы.
Детей
среднего
дошкольноговозраста (3-5 лет):
- тычок
жесткой
полусухойкистью,
- печать поролоном;
- печать пробками;
- восковые мелки + акварель;
- свеча + акварель;
- отпечатки листьев;
- рисунки из ладошки;
- рисование
ватнымипалочками;
-волшебные
веревочки
(ниткография)
Для
детей
5-6
летнего
дошкольного возраста
при
рисовании
используются
техники:
-тычок
жесткой
полусухой
кистью
(зубной щеткой)
- рисование
пальчиками,
ладошкой, кулачком
- оттиск печатками
- оттиск с мятой бумагой
- печать по трафарету
- отпечатки листьев
- восковые мелки и акварель
- граттаж (грунтованный лист)
- кляксография обычная
- раздувание краски
- набрызг
-рисование солью
-рисование по сырому листу.
С детьми 6-7 летнего дошкольного
возраста используются такие же
техники, но с усложнением,
например, совмещение в одном
рисунке
несколько
техник,
дорисовывание рисунка кистью,
восковыми
мелками,
карандашами.
А также применяются новые
техники:
- тычок жесткой полусухой

14

Особенности

обучения

Непосредственно
образовательная
деятельность проводится в
специально оборудованных
помещениях
согласно
расписанию.
Расписание
составляется
в
начале
учебного
года,
утверждается заведующим
МБДОУ
и
заверяется
печатью.
В состав группы входит
не более десяти человек.
Набор
детей
носит
свободный характер и
обусловлен интересами
воспитанников и их
родителей.
Программа составлена по
возрастным группам
и
рассчитана на два года.
Она охватывает: средний
дошкольный возраст – от 3
до
5
лет,
старший
дошкольный возраст – от 5
до 7 лет. Периодичность
занятий – один раз в неделю
во вторую половину дня.
Длительность
занятий:
младше - средняя группа 15-20 минут;
старшаягруппа - 25 - 30
минут.
Занятия кружка начинаются
с октября и заканчиваются в
мае.
Форма организации детей
на занятии: групповая.
Форма
проведения
занятия: комбинированная
(индивидуальная
и
групповая
работа,
самостоятельная
и
практическая работа).
При реализации программы
ежемесячно организуются
выставки
работ
детей,
которые
органично
вписываются
в
пространство
группы,
способствуют
формированию
гармоничного
развития
личности
ребѐнка
и
побуждают
родителей

детей.
Решение задач данной программы
поможет детям:
 Значительное повышение
уровняразвития творческих
способностей.
 Расширение и обогащение
художественного опыта.
Формирование
предпосылок учебной
деятельности.
 Овладение
простейшими
операциями .
 Сформируются навыки
трудовойдеятельности.
 Развитие мелкой
моторики рук.

кистью
- рисование пальчиками
-рисование ладошкой
- оттиск печатками
- оттиск с мятой бумагой

15

проявить
желание
заниматься с детьми дома;
ежеквартально
тематические выставки в
ДОУ.

5.2 Календарно-тематическое планирование работы с
детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
«Семицветик»
Месяц

№

Тема

Вид изобразительной
деятельности

1.
Диагностика
2.
«Яблоки»
«Созрели яблоки
3.
в саду»
4.
«Во саду ли, в огороде»
5.
«Осенние мотивы»
1.
«Осенний букет»
2.
«Сказочный лес»
3.
«Друзья»

Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль

1.
2.
3.

«Ночной город»
«Снежинки»
«Укрась елочку бусами»

4.
1.
2.
3.
4.
1.
2.

«Портрет» зимы
«Морозные узоры»
«Салют»
«Зимний пейзаж»
«Снеговик»
«Снегопад»
«Снежный вальс»

1.
2.
3.
4.
1.

«Танки»
«Мои любимые домашние
животные»
«Открытка для мамы»
«Весеннее солнышко»
«Хрустальное настроение»
«Веточки»
«Звездное небо»

2.
3.

«Подснежники»
«Дождь и радуга»

Печать по трафарету
Тычок жесткой полусухой
кистью
Рисование пальчиками
Рисование ладошками
Рисование на мятой бумаге
Раздувание краски
Набрызг, печать
поролоном
Черно-белый граттаж
Рисование по сырому листу

4.
1.
2.

«Как я люблю одуванчики»
«Цветочек радуется солнышку»
«Цветная паутинка»

Восковой мелок + акварель
Оттиск печатками
Скатывание бумаги

Май

Март

«Первый снег»

3.
4.

Разные техники на выбор
Диагностика
Открытое отчетное мероприятие
Тычкование.
«Над цветком порхает,
Экспозиция,
пляшет, Веерком
объединённая общей
узорным машет».
темой. (Парами)
Итого
3.
4.
5.

1
1
1
1
1
1
1

Рисование методом тычка
Пуантилизм
Рисование свечой
Кляксография
Печать листьями
Рисование пальчиками
Рисование восковыми
мелками, оттиск
печатками
Рисование пальчиками,оттиск
печатками
Граттаж черно-белый
Рисование солью
Рисование пальчиками,оттиск
печатками
Восковые мелки, акварель
Черно-белый граттаж
Тиснение
Метод тычка
Рисование на смятой бумаге
Набрызг
Рисование набрызгом
(набрызгснежинок через
трафарет)

Апрель

4.

Количество часов

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
потрафарету
1
1
1
1
1

«Замечательный пейзаж»

16

1
1
1

32 часа

5.3 Виды и техники нетрадиционной изобразительной деятельности.
1. Тычок жесткой полусухой кистью.
Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть вводу не
опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается
имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
2.
Рисование пальчиками.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу.
На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем
краска легко смывается.
3. Рисование ладошкой.
Способ получения изображения: ребенок окрашивает краской всю ладонь при помощи кисточки и делает
отпечаток на бумаге, дорисовывает недостающие детали. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными
разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска легко смывается.
4. Оттиск печатками
Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит
оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
Печатание валиком интересно и привлекает своей масштабностью, раз, два прокатил и лист затонирован,
или готов узор. Вместо валика можно использовать кукурузный початок, трубку от картона, консервную
банку или скалку. Следует наклеить сверху инструмента фигурки из картона или бечевки, а когда клей
высохнет, нанести краску кисточкой. Инструмент следует прокатить по поверхности листа, держа за ручку.
5. Оттиск смятой бумагой.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и
наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.
6. Печать по трафарету.
Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной
подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие
тампоны и трафареты.

7. Отпечатки листьев.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем
прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый
листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

8. Скатывание бумаги.
Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает
из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для
снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

9. Восковые мелки и акварель.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает
лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенными.

10. Монотипия пейзажная.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется
пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы
краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой.
Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее
отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На
последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается
размытым.

11.

Черно- белый граттаж (грунтованный лист).
Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем
воска. Затем на него наносится тушь (гуашь) с жидким мылом. После высыхания палочкой
процарапывается рисунок.

12. Кляксография обычная.
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает краску пластикой ложкой и выливает на бумагу. В
результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и
прижимается. Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что похоже.
Недостающие детали дорисовываются.

13. Раздувание краски.
17

Несколько похожая на кляксографию.
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист,
делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни
пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
Ниткография.
Загадочные рисунки могут получаться следующим образом: ребенок опускает нитки в краску, что бы они
пропитались, концы нитки при этом должны оставаться сухими. Укладывает нитку на листе бумаги в
произвольном порядке, сверху накрывает чистым листом бумаги, концы нитки должны быть видны.
Потянуть за концы нитку, одновременно прижимая верхний лист бумаги. Получается хаотичное
изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают. После освоения этой техники с
использованием одной нитки можно усложнять работу и использовать две и более нити.
15. Набрызг. Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о
картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу. Получаются интересные
отпечатки, можно дорисовать детали. Рисование с солью.
Способ получения изображения: нарисованный краской рисунок посыпается солью, которая
пропитывается краской, и после высыхания получается необычная структура, эффект зернистости
придаѐт объѐмность изображению.
16.
Тиснение.
Способ получения изображения: ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать
много одинаковых элементов (например, листьев), целесообразно использовать шаблон из картона. Затем
пол рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами.
Затем рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.
17.
Рисование на мятой бумаге.
Способ получения изображения: чистый лист бумаги смять руками и разгладить. Нарисовать задуманный
рисунок. Эта техника интересна тем, что на местах сгибов бумаги краска при закрашивании делается
более интенсивнее, темной - это называется эффект мозаики.
18.
Рисование «по сырому.
Способ получения изображения: ребенок при помощи влажной губки промачивает лист бумаги. Затем
рисует изображение гуашью, акварельными красками, мелками, пастелью. Получается эффект размытого,
прозрачного рисунка.
19.
«Знакомая форма - новый образ».
Способ получения изображения: ребенок обводит карандашом выбранный предмет. Затем превращает его
во что- то другое путем дорисовывания и раскрашивает любыми подходящими материалами. При
обведении ступни ребенок снимает обувь и ставит ногу на лист.

14.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных
возрастных этапах, для нетрадиционной изобразительной деятельности рекомендуется использовать
особенные техники и приемы.
Детей среднего дошкольного возраста (3-5 лет):
- тычок жесткой полусухой кистью,
- печать поролоном;
- печать пробками;
- восковые мелки + акварель;
- свеча + акварель;
- отпечатки листьев;
- рисунки из ладошки;
- рисование ватными палочками;
-волшебные веревочки (ниткография)

Для детей 5-6 летнего дошкольного возраста при рисовании используются техники:
-тычок жесткой полусухой кистью (зубной щеткой)
- рисование пальчиками, ладошкой, кулачком
- оттиск печатками
- оттиск смятой бумагой
- печать по трафарету

18

- отпечатки листьев
- восковые мелки и акварель
- граттаж (грунтованный лист)
- кляксография обычная
- раздувание краски
- набрызг
-рисование солью
-рисование по сырому листу
С детьми 6-7 летнего дошкольного возраста используются такие же техники, но с усложнением, например,
совмещение в одном рисунке несколько техник, дорисовывание рисунка кистью, восковыми мелками,
карандашами. А также применяются новые техники:
- тычок жесткой полусухой кистью
- рисование пальчиками
-рисование ладошкой
- оттиск печатками
- оттиск смятой бумагой

5.4 Перспективный план работы с родителями.
План работы с родителями детей старшего дошкольного возраста(5-7 лет)
Месяц
Октябрь

Форма
Анкетирование

Ноябрь

Консультация

Декабрь
Январь

Папка-передвижка
Семинар-практикум

Февраль
Март
Апрель
Май

Беседа и консультации по запросу.
Тестирование родителей
Мастер-класс
Стенгазета

19

Мероприятие
«Определение интереса ребенка к
изобразительнойдеятельности».
«Значение
рисования
нетрадиционными
способами.
«Рисование нетрадиционными способами».
«Использование
нетрадиционных
техник
и
материалов в совместном творчестве с
детьми».
«Как привить любовь к творчеству».
«Ваши отзывы»
«Рисуем весело»
«Мы рисуем в детском саду»

Методические материалы
Учебно-методический комплекс
Материалы и оборудование

Педагогические методики и технологии

1.

2.

3.

Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в
детском саду», «ЦВЕТНОЙ МИР», Москва,
2016г.
Рузанова Ю.В. «Развитие моторики рук в
нетрадиционной изобразительной
деятельности», Санкт-Петербург, «КАРО»,
2007 г.
Никитина А.В. «Нетрадиционные техники
рисования в детском саду», Санкт-Петербург,
«КАРО», 2012г.

Соколова С.В. «Оригами для самых
маленьких», Санкт-Петербург, «Детствопресс», 2008г.
5. Давыдова Г.Н. «Пластилинография. Цветочные
мотивы», Скрипторий, Москва, 2008
6. Сержантова Т.Б. «Оригами для всей семьи»,
Москва, «Айрис-пресс»,2007г.
7. Петрова И.М. «Аппликация для
дошкольников», Санкт-Петербург, ДЕТСТВОПРЕСС,2009.
8. Амуленко И.А. «Аппликации. Новые идеи»,
Москва, «Мир книги»2010.
9. Петрова И.М. «Волшебные полоски. Ручной
труд для самых маленьких»,Санкт-Петербург,
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
10. СакулинаН.П. «Методика обучения рисованию,
лепке и аппликации в детском саду», Москва,
«Просвещение», 1971.
4.






















11. Анистратова А.А., Гришина Н.И. «Поделки из

соленого теста и пластилина»,

«ОНИКС»,Москва,2008.

12. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн.

Пластилинография», Москва, «Скрипторий»,

2006.

13. СветоваО.Е.,Никольская Е.В. «Фольклорные

праздники в детском саду», Феникс, Ростов-на- 
Дону, 2009.

14. Павлова О.В. «Комплексные занятия по

изобразительной деятельности», Учитель,

Волгоград, 2016.
15. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность
в детском саду», МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, Москва, 

2016.

16. Саллинен Е.В. «Коллективные работы на

занятиях по изобразительной деятельности с
детьми 3-7 лет», КАРО, Санкт-Петербург,

2011.
17. Новикова И.В. «Аппликация из природных
материалов в детском саду. Средняя, старшая,
подготовительнаягруппы», АкадемияРазвития,
Ярославль, 2006.
18. Колдина Д.Н. «Аппликация с детьми»,
Мозайка Синтез, Москва, 2016

20

Инструменты
ластик;
точилка для карандашей;
ножницы;
кисти ―Белка‖, ―Щетина‖,
―Пони‖ № 1- 12 плоские и
круглые;
палитра;
емкости для воды;
стека;
предметы, дающие фигурный
оттиск на готовом изделии;
пластиковые дощечки разного
формата;
полиэтиленовые пакеты для
хранения теста;
сито;
бесцветный лак;
оргалит;
рабочие столы;
магнитная доска;
муляжи
и
макеты для
постановки натюрмортов
Материалы
простой карандаш;
альбом для рисования;
бумага для рисования акварелью;
бумага для рисования гуашью;
цветные карандаши;
простые карандаши;
акварель художественная;
гуашь художественная;
пластилин;
цветная бумага;
цветной картон;
мука;
соль;
клей – карандаш;
восковые и масляные
мелки, свеча;
ватные палочки;
поролоновые печатки;
коктейльные трубочки;
палочки или старые стержни для
процарапывания;
зубные щѐтки;

Информа
ционн
ые
источн
ики
https://prakti
4no.r
u
https://w
ww.maa
m
.ru/
http://k
ladraz.r
u
http://p
edkopilka.ru

19. Колдина Д.Н. «Рисование с детьми», Мозайка
Синтез, Москва, 2016
20. Саллинен Е.В. «Занятия по изобразительной
деятельности. Средняя, старшая и
подготовительная к школе группа», КАРО,
Санкт-Петербург, 2019
21. Гаврилова В.В., Артемьева Л.А. «Декоративное
рисование. Организованная образовательная
деятельность, дидактические игры,
художественный материал», Учитель,
Волгоград, 2019
22. Дубровская Н.В. «Совместная деятельность с
дошкольниками по изобразительному
искусству. 6-7 лет», Детство-Пресс, 2019.

21

ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Организация педагогической диагностики.
Критерии оценки овладения дошкольниками изобразительной деятельностью и развития их
творчества.
Анализ продукта деятельности
Содержание изображения (полнота изображения образа)
•
Передача формы:
высокий уровень – форма передана точно;
средний уровень – есть незначительные искажения;
низкий уровень – искажения значительные, форма не удалась.
•
Строение предмета:
высокий уровень – части расположены верно;
средний уровень – есть незначительные искажения;
низкий уровень – части предмета расположены неверно.
•
Передача пропорций предмета в изображении:
высокий уровень – пропорции предмета соблюдаются; средний уровень – есть незначительные
искажения; низкий уровень – пропорции предмета преданы неверно.
•
Композиция.
А) расположение на листе: высокий уровень – по всему листу; средний уровень – на полосе листа
низкий уровень – не продумана, носит случайный характер. Б) отношение по величине разных
изображений:
высокий уровень – соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;
средний уровень – есть незначительные искажения;
низкий уровень- пропорциональность разных предметов передана неверно.
•
Передача движения:
высокий уровень – движение передано достаточно четко;
средний уровень – движение передано неопределѐнно,
неумело низкий уровень – изображение статическое.
•
Цвет.
А) цветовое решение изображения:
высокий уровень – реальный цвет предметов
средний уровень – есть отступления от реальной окраски; низкий уровень – цвет предметов
передан неверно;
Б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности
изображения:
высокий уровень – многоцветная гамма;
средний уровень – преобладание нескольких цветов или оттенков (теплые, холодные);
низкий уровень – безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете.
Анализ процесса деятельности.
• Характер линии:
А) характер линии:
22

высокий уровень – линия прерывистая средний уровень – дрожащая (жесткая, грубая) низкий
уровень – слитная
Б) нажим:
высокий уровень– сильный, энергичный средний уровень – средний
низкий уровень – слабый
В) раскрашивание:
высокий уровень– мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура
средний уровень – крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы
контура
низкий уровень – беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура
Г) регуляция силы нажима:
высокий уровень – регулирует силу нажима, раскрашивание в пределах контура
средний уровень – регулирует силу нажима, при раскрашивании иногда выходит за пределы
контура
низкий уровень – не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура.
1. Регуляция деятельности.
А) отношение к оценке взрослого:
высокий уровень– адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки,
неточности
средний уровень – эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале – радуется, темп
работы увеличивается, при замечании – сникает, деятельность замедляется или вовсе
прекращается)
низкий уровень – безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется)
Б) оценка ребѐнком созданного им изображения: высокий уровень – адекватна
средний уровень – неадекватна (завышена, занижена) низкий уровень – отсутствует
2. Уровень самостоятельности:
высокий уровень– выполняет задание самостоятельно, без помощи взрослого, в случае
необходимости обращается с вопросами;
средний уровень – требуется незначительная помощь взрослого, с вопросами к взрослому
обращается редко;
низкий уровень – необходима поддержка, стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с
вопросами к взрослому не обращается.

-

Творчество.
Самостоятельность замысла
Оригинальность изображения
Стремление к наиболее полному раскрытию замысла.

Диагностическое обследование на выявление уровня творческого развития.
Задание: детям даѐтся стандартный лист бумаги с нарисованными на нем в два ряда кругами
одинаковой величины (диаметром 4,5 см). Детям предлагалось рассмотреть нарисованные круги,
подумать, что это могут быть за предметы, дорисовать и раскрасить, чтобы получилось красиво.
Анализ результатов выполнения задания.
Высокий уровень – наделяет предметы оригинальным образным содержанием преимущественно
без повторения одного и того же близкого образа.
Средний уровень – наделяет образным значением все или почти все круги, но допускает почти
буквальное повторение (например, мордочка) или оформляет предметы простыми, часто
встречающимися в жизни предметами (шарик, мяч, шар и т.д.)
Низкий уровень – не смог наделить образным решением все круги, задание выполнил не до
конца и небрежно.
23

Оценочная карта
№

Ф. И.
ребенка

Формооб
разующие
движения

Части
предметов

Сюжет

Использо
Соответствие Соотношение Композиция Творчество Контур
вание цвета реальному по величине,
цвету
пропорции

1.

2.

3.

4.

5.

24

Динамика

Всего баллов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».